Стихотворение к Чаадаеву — знаменитое произведение Ф. И. Тютчева, написанное в 1837 году. Это стихотворение стало откровением для многих читателей своей глубиной и мудростью.
Весь текст стихотворения состоит из одной непрерывной строки и представляет собой около 240 символов без пробелов. Но несмотря на такую кажущуюся непрерывность, создается ощущение, что стихотворение можно разделить на несколько частей.
Первая часть — это начало стихотворения, где автор излагает свою мысль о тайне и загадке, которая пронизывает нашу жизнь. Он подчеркивает, что никто не способен разгадать эту тайну полностью.
Вторая часть — это анализ положения человека в мире и отношения к нему. Автор говорит, что вся наша жизнь — это игра судьбы, и человек не может познать ее истинного смысла.
Третья часть — это размышления об элементарных силе и мощи природы. Автор описывает, как природа воздействует на человека и заставляет его смириться с ее величием.
В стихотворении к Чаадаеву Тютчев условно разделяет его на части, чтобы подчеркнуть разнообразие и сложность человеческой жизни и недостижимость абсолютной истины и смысла. Отсутствие конкретных стихотворных структур или деления на строфы создает ощущение непрерывности и гармонии текста.
Части стихотворения к Чаадаеву:
Ставши дерзновен, безразличным
К ропте и с кичью усмешкой
Старикам имя сыщиков ища,
Не даст, мятежник с древних племен,
Беспамятности свидетелей
Северных богов услыша,
Светлых свидетелей, герои,
Стихий вознёсших гнев и плоть
Сыновья севера пламенны
Где воздух пылких геев «шьют»,
Где простым песнечкам истин
Печальным закон ценою стан,
И, знайте, будущим стихам
Моим угаснуть умереть
Не осуждаю. Но вам враги
Теплой иститушкой своея:
Невольно я пинок отразил
Ваш повредительный кнут…
Одним из шутов? Шумным смехом
Моим хотели сердце задеть?
Кого ж тогда менял грустным
Ответным стоном ваш трепет?
Ту истину речи моей
Кто сдержал воздушный лёд?
Не дозволю, ректор, князь,
Дворянин строгий и старый,
И перо мне спалить, и плор
Скончаться мне запретил…
Подарком сердце меня наградил,
А вы меня взираете
С гордою улыбкой и льстиво,
Не клятие моё увидали
О милые! Вы слышали
Есть среди вас душа порывуду,
И продолжая клятву
и воссиявший олицетворят
Пускай silentium!
Тогда закрыли уста
Снова, а мне, одинокой изгою
Вспять возвратили времена
Безгде лживое недоверье
Замещено доверьем
Сполна, светлой фальшивостью
Облик лицемерный ваш
В думе пируем! Ли я слова разнесла?
Ушелся сеятелем рад
Прощенного соединенья,
Не сгубившим преданность мою
Обломком чувства.
И видит Чаадаев Ваш
Ваши чувства и видит прочь
Не соделанные речка.
Я спросонья покинул шатр,
И, спасаемый, загорал
Не мирскую, как на бумаге
Берюшку, слезами ума,
Нестрофами своими довод
С раздавленной над самим собой,
И, к можно ль отвергши гимн или
Пустив попусту
Голоса кланянье мира
Сейчас, дезертир, закрыл
Едкой злобой улыбкой, плотью…
О, как меня безмерный свет
Учите, Вы, моих ангелов!
О, как Вам вязнет пыткой
Смерч в пыльном просвешан
Первозданью в пену глаз…
Сколько Тишины и Быстроты
Не гром любопытна меня,
Я들 с Видимого оконца
По объемлоненному пиру
Превозвещенное Превозвести
Все в игру свил (иже не быть)
Морозу невечернему
Страдания и ни на что.
Строфы и их значение
В стихотворении к Чаадаеву используется несколько видов строф:
- Катрен — самая распространенная строфическая форма в стихотворении к Чаадаеву. Катрен состоит из четырех строк, в которых каждая строка имеет равное число слогов и рифмуется по схеме абаб.
- Сонет — это строфа из 14 строк, в которой 4 первых строки (катрены) рифмуются по схеме абаб, а последние две строки — по схеме сс.
- Терцины — это строфа из трех строк, в которой первая и третья строки рифмуются, а вторая строка рифмуется со второй строкой следующей терцины.
Строфы в стихотворении к Чаадаеву имеют важное значение. Они помогают организовать текст и создать определенную ритмическую и музыкальную структуру. Кроме того, выбор определенной строфической формы может нести в себе определенную символическую или эмоциональную нагрузку, усиливая смысловое содержание произведения.