Древнерусская литература является важной частью нашей национальной культуры. Это исторический период, который стал золотым веком письменности и культуры на Руси. Учебная программа по литературе в 7 классе не обходит стороной это время и делает акцент на изучении древнерусской литературы.
Изучение древнерусской литературы позволяет учащимся лучше понять историю своей страны, ее культурное наследие, а также провести параллели с современностью. В 7 классе вводятся основные понятия этого времени, такие как жанры, литературные течения и авторы, которые оказали наибольшее влияние на развитие древнерусской литературы.
Изучение древнерусской литературы помогает учащимся развить литературное восприятие, аналитическое мышление и критическое мышление. Это также способствует развитию эстетического вкуса и эмоционального восприятия текстов. Ученикам предлагается анализировать произведения, вырабатывать собственное мнение и высказывать его в устной и письменной форме.
История древнерусской литературы
Важным элементом древнерусской литературы являются летописи, которые содержали информацию об истории и культуре Русского княжества. Известные летописи включают «Повесть временных лет» и «Лаврентьевская летопись». В них рассказывается о важных событиях и правителях, о войнах и сражениях, а также о религиозной и культурной жизни на территории древней Руси.
Помимо летописей, в древнерусской литературе нашли свое место и другие жанры, такие как песни, былины и сказания. Былины – это эпические произведения, в которых описываются подвиги героев и их сражения с врагами. Песни прославляли красоту природы, человеческие чувства и переживания. Сказания рассказывали о волшебных существах, народных преданиях и волшебных силах природы.
Одним из символов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», эпическое произведение, которое описывает поход киевского князя Игоря Святославича в 1185 году. В этой поэтической композиции привлекает внимание язык и стиль самого произведения.
Поэзия и проза древнерусской литературы отражали то время, его обычаи, верования и историю. Благодаря древнерусским летописям, песням, былинам и сказаниям мы можем узнать о великой и богатой культуре древней Руси.
Ключевые эпохи
Древнерусская литература, возникшая в 10-11 веках на территории Киевской Руси, прошла через несколько ключевых эпох, которые определили ее развитие и характеристики.
Период | Характеристики |
---|---|
Памятники дохристианской добы | В данном периоде создавались памятники, связанные с языческими представлениями и обрядами. Основные жанры — мифы, легенды, песни о подвигах героев. Использование славянских исконных мотивов и образов |
Памятники предлагъризначиных времен | В данном периоде начинает формироваться русская литература. Появляются древнерусские летописи, в которых фиксируются исторические события. Возникают первые гимны, панегирики и религиозные тексты |
Памятники раннего средневековья | Период эпохи Великой Миграции Народов. Христианизация Киевской Руси. Появление религиозных житий святых, развитие литературы на древнерусском и древнегреческом языках. Известными памятниками данного периода являются «Слово о полку Игореве», летописи «Повесть временных лет» |
Памятники средневекового зарубежья | Период культурных связей Киевской Руси с Византией и Западной Европой. Переводы религиозных текстов, в том числе Библии. Появление новых жанров, таких как поэма и роман |
Каждая из эпох имеет свою специфику и внесла важный вклад в развитие древнерусской литературы, сформировав ее основные жанры и стили.
Периоды развития
Древнерусская литература охватывает несколько периодов развития:
1. Дохристианский период (VII — X века): в это время литература на Руси была главным образом устной, передавалась из поколения в поколение. Основной жанр — былины, героические песни о подвигах богатырей.
2. Христианский период (X — XVII века): с появлением христианства в России развивается письменная литература. В этот период писались жития преподобных, художественные произведения, религиозные тексты.
3. Раннее новое время (XVIII — первая половина XIX века): в этот период появляется литература просвещения, печатное слово становится все доступнее. Важную роль играют фабрично-усадебные истории.
4. Золотой век русской литературы (вторая половина XIX века): в это время происходит расцвет русской литературы, появляются великие писатели и поэты, такие как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов.
5. Современная литература (XX — XXI век): в этот период развивается разнообразные литературные направления, включая символизм, футуризм, авангард и другие. Важную роль в современной литературе играют такие писатели, как М.А.Булгаков, Б.Л.Пастернак, В.В. Маяковский, М. Ю. Лермонтов и другие.
Литературные памятники
Памятник | Описание |
---|---|
Поучение Владимира Мономаха | Литературное произведение в форме послания, в котором Владимир Мономах передает свои мудрые наставления своим детям и потомкам. |
Слово о полку Игореве | Старинное эпическое произведение, посвященное походу князя Игоря Святославича на половцев. Оно является одним из наиболее известных литературных памятников Древней Руси. |
Повесть временных лет | Хроника, описывающая историю Киевской Руси от создания мира до 1110 года. Этот памятник считается основным источником для изучения истории и культуры Древней Руси. |
Сказание о Мамаевом посаднике | Легендарное произведение, рассказывающее о смелом и отважном посаднике Мамае и его борьбе с врагами. |
Эти литературные памятники не только передают историческую информацию, но и отражают менталитет и ценности того времени. Изучение их позволяет нам более глубоко понять историю и культуру Древней Руси.
Основные жанры
- Сказание — в качестве основных героев часто выступают исторические или вымышленные герои, повествующие о героических событиях или подвигах.
- Былина — это народное эпическое произведение, в котором описываются подвиги героев и борьба с врагами.
- Слово о полку Игореве — известное памятное древнерусское литературное произведение, отражающее исторический факт — поход на Изюм князя Игоря Святославича.
- Сатира и юмор — это жанры, которые использовались для высмеивания недостатков и привычек современников.
- Повесть-сказка — произведение, в котором сказочные элементы пронизывают реальность и повествуют о чудесах и замысловатых ситуациях.
- Песня — певческое произведение, в котором художественное изображение передается через музыкальную форму.
Искусство писания
Древнерусская литература благодаря своим письменным памятникам позволяет нам проникнуть в прошлое и почувствовать дух той эпохи. Каждый памятник олицетворяет настоящее искусство писания, которое сочетает в себе уникальный стиль, выразительность и глубину.
История древнерусской литературы начинается с принятия христианства и введения славянской письменности. Письменность на Руси развивалась под влиянием византийской культуры и в последующие века приобрела свои особенности, которые отразились в письменных текстах.
Одной из главных особенностей древнерусской письменности является использование глаголицы в качестве письменного алфавита. Глаголица – это древняя славянская азбука, которая используется для записи древнерусского и старославянского языков.
Основой древнерусской литературы были богослужебные тексты, их можно разделить на три группы: своды церковных правил, чиновники и молитвословы. Они отражают духовность и религиозность того времени и до сих пор хранятся как драгоценный исторический и культурный материал.
Кроме богослужебных текстов, в древнерусской литературе важное место занимает искусство повествования, в том числе летописи, повести и сказания. Летописи фиксировали исторические события, сказания распространяли волшебные и легендарные истории, а повести прославляли героическое прошлое Руси.
Искусство писания в древнерусской литературе олицетворяет не только яркое проявление творческого потенциала того времени, но и чувство патриотизма и национального самосознания. Благодаря письменным памятникам мы сегодня можем узнать о духовной истории и культурном наследии наших предков.
Роль древнерусской литературы
Древнерусская литература играла важную роль в формировании и развитии культуры и образования в Русском государстве.
Она не только передавала знания о древнейших исторических событиях и мифах, но и служила средством пропаганды и воспитания народа. Древнерусские летописи, такие как «Повесть временных лет», содержали информацию о важных политических событиях и правителях, что важно для понимания истории и формирования гражданской идентичности.
Жанр | Примеры произведений |
---|---|
Былины | «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин-змей» |
Сказания | «Слово о полку Игореве», «Сказание о мамаевом побоище» |
Песни | «Священная война», «Вечерний звон» |
Помимо этого, древнерусская литература имела и эстетическую функцию. В ней нашли свое отражение красота и глубина русской природы, мудрость и нравственность русского народа. Благодаря этому, древнерусские произведения стали основой для формирования русской литературной традиции и оказали большое влияние на развитие литературы в дальнейшем.
Сегодня изучение древнерусской литературы помогает не только понять исторические и культурные особенности России, но и развить литературное восприятие и аналитические навыки. Она позволяет оценить ценности и идеалы того времени, а также найти много общего с современной жизнью и мыслью. Именно поэтому знание древнерусской литературы является невероятно полезным для формирования образованной и толерантной личности.
Учебный курс по древнерусской литературе
Цель учебного курса по древнерусской литературе в 7 классе – познакомить учащихся с основными произведениями и авторами этого периода. Курс закончится сочинением небольшого эссе на заданную тему, где учащиеся смогут проявить свои навыки анализа и креативности.
В ходе курса учащиеся ознакомятся с такими произведениями, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Слово о плъку Игоревѣ». Они узнают о жизни и творчестве великих древнерусских писателей и поэтов, таких как Самуил Маршак, Кирилл Тронский и другие.
Кроме того, учащиеся будут изучать такие основные понятия, как «естественная и искусственная речь», «прямая и косвенная речь», «стихотворная форма» и др. Эти знания помогут им более глубоко понять и анализировать прочитанные произведения и выразить свои мысли с помощью литературных приемов.
В конце курса учащиеся будут готовы к пониманию и анализу более сложных произведений древнерусской литературы, а также сможут самостоятельно создавать собственные литературные произведения, вдохновленные наследием предков.
Учебный курс по древнерусской литературе поможет учащимся обрести уважение и любовь к родному языку, вдохновит на творчество и расширит их кругозор.