Конституция Российской Федерации является основным законом страны, который определяет права и обязанности граждан, структуру государственных органов и основные принципы функционирования государства. Несмотря на свою важность и значимость, конституция не остается прежней на протяжении всего срока своего существования. В процессе развития общества и политической системы России, изменения конституции являются неотъемлемой частью законодательного процесса.
Первые изменения в конституцию РФ были внесены в 1993 году, когда она была принята. Как и любой новый закон, конституция нуждалась в последующих поправках и дополнениях, чтобы быть сообразной с требованиями времени и изменяющимся политическим и общественным контекстом. Изменения могут быть внесены либо из-за необходимости устранить ошибки и просчеты в оригинальной версии конституции, либо из-за необходимости установить новые нормы и прецеденты.
Самое крупное и значимое изменение в конституции РФ произошло в 2020 году. Предложение о внесении поправок в конституцию поступило от президента Владимира Путина и было поддержано на всенародном голосовании, состоявшемся в июне 2020 года. Среди наиболее заметных изменений в конституцию были внесены поправки, расширяющие полномочия президента, устанавливающие ограничение на число президентских сроков и установленные новые гарантии социальных прав граждан.
- Изменения в конституции РФ: ключевые события и даты
- Первые попытки реформирования статуса конституции (1990-1991 гг.)
- Усиление президентской власти и федеративного устройства (1993 г.)
- Смена президентов и небольшие поправки (1996-2008 гг.)
- Расширение полномочий парламента и гарантий социальных прав граждан
- Контроль за деятельностью Конституционного Суда и повышение Ценности идеологического наследия страны
Изменения в конституции РФ: ключевые события и даты
Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года и с тех пор претерпела несколько важных изменений. В данной статье мы рассмотрим основные изменения и даты их введения.
Дата | Событие |
---|---|
17 декабря 2008 года | Вступили в силу поправки, увеличивающие срок пребывания Президента на посту с 4 до 6 лет, а также сроки полномочий Государственной Думы с 4 до 5 лет. |
21 марта 2014 года | После референдума, проведенного в Крыму и Севастополе, Конституция РФ была дополнена поправками, присоединяющими эти территории к составу России. |
1 июля 2020 года | Приняты изменения в Конституцию РФ, которые внесли ряд ключевых поправок, включая установление предела на число президентских сроков для одного лица, придание приоритета конституционному праву России над международными договорами и расширение прав граждан на референдуме. |
Эти изменения стали важными этапами в истории Конституции РФ и позволили уточнить и развить принципы и нормы, закрепленные в фундаментальном законе страны.
Первые попытки реформирования статуса конституции (1990-1991 гг.)
В начале 1990-х годов в России начался процесс перехода от СССР к самостоятельному государству. В этот период было предпринято несколько попыток преобразовать российскую конституцию и изменить ее статус в правовой системе. Однако эти попытки не были успешными и не привели к радикальным изменениям в Конституции РФ.
В июне 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о суверенитете, в которой заявлялось о принципиальном отказе от федеративности и провозглашалось об обладании РСФСР полномочиями по управлению всеми сферами экономики, национальной безопасности, обороны и др. Это была первая попытка сделать конституцию РСФСР независимой от Конституции СССР.
В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял новую редакцию Конституции РСФСР, которая значительно усилила суверенитет республики и предоставляла ей право на самостоятельное законодательство и контроль над финансовыми ресурсами. Однако эти изменения имели временный характер и были признаны недействительными в марте 1991 года, после попытки государственного переворота и падения Советского Союза.
Таким образом, первые попытки реформирования статуса конституции в 1990-1991 годах не были закреплены на долгий срок и не привели к существенным изменениям в правовом статусе Конституции РФ.
Усиление президентской власти и федеративного устройства (1993 г.)
Конституционные изменения 1993 года установили президенту широкие полномочия, что позволило ему стать главой исполнительной ветви правительства. Президент получил особую роль в формировании и реализации государственной политики, а также во внутренней и внешней безопасности страны.
Также в результате изменений была укреплена федеративная система управления. Децентрализация власти проявилась в передаче ряда полномочий субъектам Российской Федерации, что способствовало развитию регионального самоуправления. Федеративное устройство стало гарантией сохранения территориальной целостности и единства страны.
Данные изменения в конституции РФ оказались важными для укрепления государственности и управления в стране. Они способствовали установлению равновесия в системе власти, а также содействовали развитию демократии и защите прав и свобод граждан.
Смена президентов и небольшие поправки (1996-2008 гг.)
В период с 1996 по 2008 годы в Российской Федерации произошли несколько важных изменений в Конституции. В 1996 году, после первого срока президента Бориса Ельцина, был проведен конституционный референдум, на котором граждане высказались за сохранение президентской формы правления и утвердили систему президентских выборов.
В 2000 году власть в России перешла к Владимиру Путину, который победил на президентских выборах. В 2008 году, перед истечением своего второго срока, Путин поддержал изменения в Конституции, которые ограничили число сроков для президента до двух подряд. Таким образом, было установлено ограничение на длительность пребывания одного лица на посту президента.
Также в период с 1996 по 2008 годы были внесены ряд небольших поправок в Конституцию, направленных на совершенствование системы государственного управления. В частности, была введена норма о равенстве всех членов Федерации перед федеральным законодательством, а также о гарантиях самостоятельности органов местного самоуправления.
Расширение полномочий парламента и гарантий социальных прав граждан
С одним из основных изменений в Конституции РФ, внесенных в 2020 году, связано расширение полномочий парламента. Теперь его компетенция включает утверждение кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, что ранее относилось к полномочиям Президента страны.
Кроме того, парламенту предоставлено право предлагать контркандидатуру на пост Президента, если он отстранен от исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или из-за иных причин.
Кроме расширения полномочий парламента, изменения в конституции отразились на гарантиях социальных прав граждан. Теперь Конституция устанавливает обязанность государства заботиться о здоровье граждан и обеспечивать доступ к бесплатной медицинской помощи. Также гарантируется право каждого на получение образования и на социальное обеспечение при безработице, инвалидности или на пенсию.
Пункт | Новая формулировка |
---|---|
Статья 1 | Российская Федерация – Россия есть демократическое социальное государство. |
Статья 71 | Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации включают утверждение кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации. |
Статья 81 | Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации после его согласования с Государственной Думой. |
Статья 81-1 | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации вправе предлагать Президенту Российской Федерации свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации в случае прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в связи с состоянием здоровья и в иных случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. |
Статья 42 | Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Обеспечение государственных гарантий равного и бесплатного доступа к медицинской помощи осуществляется государством. Устанавливаются возможности бесплатного получения гражданами медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. |
Статья 43 | Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность начального и среднего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также вузов. |
Статья 75 | Граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение в случае безработицы, беременности и родов, утраты кормильца, пенсии по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. |
Контроль за деятельностью Конституционного Суда и повышение Ценности идеологического наследия страны
В последние годы Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) приобрел особую важность в правовой системе страны. Было предложено ряд изменений в Конституцию РФ, которые расширяют полномочия Конституционного Суда и повышают его роль в гарантии соблюдения конституционности.
Одним из ключевых изменений стало введение постоянной связи между Конституционным Судом и Федеральным Собранием. Теперь Конституционный Суд может давать заключения не только на предложения Президента, но и на законопроекты, внесенные членами Федерального Собрания. Это позволяет более полно осуществлять контроль за соответствием законодательных актов Конституции. Также Конституционный Суд получил право отказать в даче заключений на законопроекты, если они не соответствуют требованиям Конституции.
Другим важным изменением стало увеличение числа судей Конституционного Суда с 19 до 25. Это позволит более тщательно проводить экспертизы и рассмотрение обращений граждан. Также были уточнены процедуры назначения и отставки судей Конституционного Суда, что повышает их независимость и эффективность.
С целью повышения ценности идеологического наследия страны было принято решение об обязательном обучении граждан иностранным языкам и основам культуры многонационального народа Российской Федерации. Это поможет укрепить понимание и уважение к различиям международного сообщества и способствовать дальнейшему развитию гражданского и патриотического воспитания.
В целом, изменения в конституции РФ по вопросам контроля за деятельностью Конституционного Суда и повышению ценности идеологического наследия страны направлены на укрепление демократических принципов и конституционного строя в России.