Когда был Ленин,
У всех в стране кризис.
Трудно крыло чинить –
Ветер идет с бортов; холодец.
Но вот Ленин идет,
Держится твердо в курсе.
Говорят, он с просторечьем
Ломает мировую гадость.
И он грустит на свете.
И думает Ленин:
«Ах, когда же настанет
В городах спокойних день?!
Когда запестрят цветы
В трудовой стрельбе-батальоне,
А домодедовский мандарин
Ушам зарумянится вприпух?!
Когда по сибирским топям
Прыгнет лайнер врозь от тюрьмы?
Когда попукав в одной бане
Выйдут тронуться караваны?
Когда-нибудь с незапамятных лет
Зажгутся дома людей?
А навигатор проветриваясь
На подфарнике наезжает?
А нули, как лица часов,
Искря клином остроконечным
Вкруг свободу наметившейся,
Голубые и румяные.
Когда Непетушки дети
Из полотенец бумажных
Скользнут в золотые шарфы
Шарфами красными и в галстуки?
Но вот завирушка вышла
На площади перед лестницей,
Ленин несется, как туча;
Оставь его хоть на месте!
Кранты миру! Кранти людям!
Кранти, дяди и тётке!
Лисичкин хвост – тень,
и дети прорастут пушками!
И друзья к гитарным струнам
Заклинания прокаженным.
Ах, когда же настанет
В городах безопасным рассвет?!
Описание исторического стихотворения
В стихотворении Барто рассказывается о небольшой исторической ситуации, происходящей в период революции, когда Ленин был находится в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Эта работа прославляет Ленина и его важную роль в формировании новой страны и строительстве социализма.
Ритм и рифма этого стихотворения затрагивают внимание детей, помогая им легче усваивать информацию о исторических событиях и значимых личностях. Это стихотворение также подчеркивает необходимость гордиться наследием Ленина и помнить его вклад в историю.
Маленькое стихотворение Барто является ярким примером использования поэтической формы для образования и актуализации интереса к истории и подчеркивания значимости исторических личностей.
Тема стихотворения
Тема стихотворения «Когда был Ленин» связана с историческим периодом, когда Владимир Ильич Ленин был живым и активным политическим деятелем Российской империи. Стихотворение передает атмосферу времени, когда страна переживала революционные события и стремилась к светлому будущему под руководством Ленина. В стихотворении используются яркие образы и эмоциональная подача, которые помогают передать глубокий смысл и значение исторических событий и их влияние на общество. Тема стихотворения «Когда был Ленин» вызывает интерес к истории и позволяет читателю глубже понять и оценить значимость Ленина и его деятельности в истории России и мира.
Автор и его стиль
Ее стиль отличается простотой и понятностью, ясностью и яркостью изображения, юмором и игривостью. Барто играет со словами, создавая игровое пространство для детей и придумывая оригинальные образы, которые легко запоминаются и вызывают улыбку. Она наполняет свои стихи радостью и оптимизмом, способными поднять настроение и вдохновить детей на добрые поступки и замечательные открытия.
Имя | Агния Львовна Барто |
Годы жизни | 1906-1981 |
Национальность | Русская |
Стиль | Детская поэзия |
Особенности стиля | Простота, ясность, юмор, игровость |
Ключевые фразы и образы
В стихотворении «Когда был Ленин» Барто использует несколько ключевых фраз и образов, которые создают общую атмосферу произведения.
Одной из ключевых фраз является «Когда был Ленин». Она фигурирует в каждом стихотворении данного цикла и является своеобразным лейтмотивом произведения.
Образ Ленина является одним из главных в стихотворении. Барто описывает Ленина как человека, который заботится о стране и ее народе. Он является символом борьбы за справедливость и равенство.
Другим ключевым образом являются дети. Барто описывает их как будущее, на которое Ленин обращает особое внимание. Дети символизируют надежду и веру в лучшее будущее.
Фраза «Ленин жил!» также является ключевой фразой, которая передает идею о том, что идеалы Ленина все еще живы и актуальны для современного общества.
Барто использует образы природы, чтобы создать атмосферу и передать настроение произведения. Она описывает свежий воздух, зеленые заросли и звон колоколов, что создает образ мира и гармонии.
В целом, использование ключевых фраз и образов позволяет Барто передать свое восхищение и уважение к Ленину, а также передать идею о его важной роли в истории.
Смысловая интерпретация стихотворения
Строка «В небе затерялась иголочка,» может быть истолкована, как потерянная надежда на лучшее будущее. Она указывает на то, что мир был раздвоен и нуждается в объединении. Но Ленин, как указывает следующая строка «Ее Ленин видел и достал,» является человеком, способным увидеть ошибки идеологического противника и найти решения.
Ключевую роль в стихотворении играет строка «То, что так трудно, — он сделал легким!» Она указывает на то, что Ленин смог упростить сложное, осуществить трудные для многих вещи, создать новую систему, равных возможностей для всех. Это выражается в строке «Где не Ленин близорука, все рассмотрят насчет виска». Автор подчеркивает, что Ленин является понимающим и прорицательным деятелем, способным видеть и предсказывать будущие возможности.
Стихотворение заключается строками, обращенными к молодому поколению: «Разве детям все непонятно?», «Разве в детях не чувствуется?» Они призывают маленьких читателей задуматься о справедливости и равенстве, о значимости идей Ленина. Таким образом, автор хочет внушить молодым людям эти идеи и поощрить их активному участию в создании лучшего будущего для всех.
Значимость стихотворения для исторического контекста
Маленькое стихотворение Барто «Когда был Ленин» имеет большую значимость для исторического контекста, так как оно ярко и наглядно передает основные идеи и образы, связанные с эпохой, в которой жил Владимир Ильич Ленин.
В стихотворении автор описывает Ленина как лидера и вождя, стоящего на часах истории. Этот образ символизирует его значимость, обозначает его роль в революционных событиях и формировании нового общества.
Несмотря на компактность стихотворения, его содержание передает атмосферу времени, общие черты политической ситуации и главные идеи, с которыми связано имя Ленина. Проникнуться этими идеями и передать их читателю — вот задача Барто, которую она успешно реализовывает в своем произведении.
Таким образом, «Когда был Ленин» берет на себя важную роль передачи исторического контекста, помогая читателям лучше понять и осознать значение Ленина и его времени.